Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

К урокам Островского А.Н.

Биография
Островский Александр Николаевич - знаменитый русский драматург.
Потомственный дворянин во втором поколении, Островский окончил московскую губернскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Бросив учёбу на втором курсе в связи с разногласиями с профессурой, Островский поступил на службу в судебную канцелярию. В 1849 была написана комедия "Свои люди - сочтемся!". Произведение принесло автору успех и вдохновленный успехом и признанием он начинает писать примерно по одной пьессе в год, создавая "театр Островского" который включает в себя 47 пьес. После первой же театральная постановки Островский отправляется в путешествие по Волге, где он собирает материал для своих "волжских пьес". С этих пор и до конца своей жизни пишет каждый год минимум по одной пьесе.
«Свои люди — сочтёмся» (1849)
«Неожиданный случай» (1850)
«Утро молодого человека» (1850)
«Бедная невеста» (1851)
«Не в свои сани не садись» (1852)
«Бедность не порок» (1853)
«Не так живи, как хочется» (1854)
«В чужом пиру похмелье» (1856)
«Доходное место» (1856)
«Праздничный сон до обеда» (1857)
«Не сошлись характерами» (1858)
«Воспитанница» (1859)
«Гроза» (1859)
«Старый друг лучше новых двух» (1860)
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)
«Тяжёлые дни» (1863)
«Грех да беда на кого не живёт» (1863)
«Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
«Шутники» (1864)
«На бойком месте» (1865)
«Пучина» (1866)
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
«Тушино» (1866)
«Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
«Горячее сердце» (1869)
«Бешеные деньги» (1870)
«Лес» (1870)
«Не всё коту масленица» (1871)
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)
«Комик XVII столетия» (1873)
«Снегурочка» (1873)
«Поздняя любовь» (1874)
«Трудовой хлеб» (1874)
«Волки и овцы» (1875)
«Богатые невесты» (1876)
«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877)
«Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
«Последняя жертва» (1878)
«Бесприданница» (1878)
«Добрый барин» (1879)
«Сердце не камень» (1880)
«Невольницы» (1881)
«Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым.
«Без вины виноватые» (1881—1883)
«Таланты и поклонники» (1882)
«Красавец-мужчина» (1883)
«Не от мира сего» (1885)

Нажмите на картинку для увеличения


Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20
1. Театральная площадь в Москве
2. Аполлон Григорьев и А.Н. Островский
3. Замоскворечье
3-а. Только на CD. Дом Островского в Замоскворечье в Голиковском переулке
4. Купечество
5. Московский университет
6. Журнал «Москвитянин» и первая публикация
7. Персонажи комедии «Свои люди — сочтемся!»
8. Первая постановка на сцене
9. Европеизированный тип купца
10. Героини Островского
11. «Бедность — не порок»
12. «Доходное место»
13. «Гроза»
13-а. Только на CD. Б. Кустодиев. Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». 1918
14. П.А. Стрепетова в роли Катерины
14-а. Только на CD. П.А. Стрепетова в роли Катерины
15. «Снегурочка»
16. Щелыково
16-а. Только на CD. В. Васнецов. Проект теремка. 1898
17. Исторические пьесы
18. Островский — создатель русского театра
19. «Лес»
20. Малый театр в Москве




Музей-заповедник А.Н.Островского "Шелыково"


А.Н.Островский- «Колумб Замоскворечья»


                                 
                     Радиоспектакли

                
«БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ» А.Н.Островского. Полная запись спектакля, 1949 г.

Действие первое (10,2 Мб)
Действие второе (14,9 Мб)
Действие третье (15 Мб)
Действие четвертое (11,6 Мб)
Действие пятое (12,6 Мб)

«ГРОЗА» А.Н.Островского. Полная запись спектакля (1962 г.)
Часть первая (29 Мб)
Часть вторая (23 Мб)
Часть третья (32 Мб)
Часть четвертая (34 Мб)
Часть пятая (46 Мб)


Островский А - Бешеные деньги (спектакль МТ СССР 1940) | Островский А - Бедность не порок (Малый театр. В ролях В.Рыжова, Н.Шамин (Запись 1948г.
Островский А - Картины из жизни Замоскворечья

                      



Предлагаемые фрагменты звукозаписи взяты из телевизионной версии спектакля, поставленного в 1974 году Борисом Андреевичем Бабочкиным.

Роли исполняют:

Катерина – Людмила Щербинина
Кабанова – Ольга Хорькова
Тихон – Сергей Еремеев
Варвара – Тамара Торчинская
Кудряш – Борис Клюев
Борис Григорьевич – Владимир Сафронов
Кулигин – Аркадий Смирнов
Полусумасшедшая барыня – Елена Гоголева

Сцена из 1 акта. Катерина, Варвара, Полусумасшедшая барыня. (6,3 Мб)
Сцена из 2 акта. Варвара, Катерина, Кабанова, Тихон. (10,5 Мб)
Сцена из 3 акта. Борис Григорьевич, Катерина, Варвара, Кудряш. (6,1 Мб)
Сцена из 4 акта. Варвара, Борис Григорьевич, Катерина, Кабанова, Кулигин, Полусумасшедшая барыня. (4,9 Мб)
Сцена из 5 акта. Катерина, Борис Григорьевич, Кабанов, Кабанова, Кулигин. (10,2 Мб)

Презентация. Жизнь и творчество писателя.

Презентация. Метасюжет в творчестве Островского
Презентация. Пьеса "Гроза" Н.Островского

Презентация. Русские песни и пьесы Островского














Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"

     Из множества иллюстраций к сказочной пьесе А.Н.Островского "Снегурочка" наиболее интересными являются эскизы декораций и костюмов, созданные художником В.М.Васнецовым. Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского, поставленный в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника "Снегурочка" стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены В.М. Васнецовым.
     Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище.  В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.
Берендейки. Эскиз костюмов к опере "Снегурочка", 1885
Брусила и берендеи ребята. Эскиз костюмов к опере, 1885
Царь Берендей
Дед Мороз
Снегурочка
Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885
Палаты царя Берендея, Эскиз декорации, 1885
     Веселы грады в стране берендеев,
     Радостны песни по рощам и долам,
     Миром красна Берендея держава.
       Этот образ и стремился раскрыть в своих декорациях Васнецов. Творческое воображение художника питали разные источники: помимо материала пьесы – собственные впечатления от бытовавших еще в России патриархальных нравов, народных типов, окружающей природы. Чудесно оживлены и тонко охарактеризованы в рисунках главные герои пьесы: хрупкая, застенчивая Снегурочка, кудрявый быстроглазый Лель, страстная Купава. Они представляют собой колоритные народные типы, так же как и персонажи эпизодические (бирючи, бобыль Бакула и Бобылиха). Даже берендеи и берендейки трактованы не как безликие статисты. Представлены в эскизах и мизансцены бытового характера: ссора берендеевых "робят", подгулявший Бакула, которого тянет домой Бобылиха.
       Васнецов использует накопленный им во время сооружения Абрамцевской церкви опыт творческой переработки элементов национального искусства и создания на этой основе целостного стилистического и образного решения. В декорациях В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась неяркая красота родной природы, затейливая самобытность народного творчества: поэтичность фольклорных образов, земных при всей своей сказочной фантастике, забавных и жизнерадостных. Художник уловил национальную самобытность "Снегурочки", и это прочно связало его зрительные образы с народно-песенными ладами. Варьируя формы древнерусского зодчества, художник воссоздает просторные сени сказочных хором. Вдали, на заднике декорации, – церкви, башни, тяжелая рубленая стена. Глядя на эскиз декорации В. Васнецова "Палаты царя Берендея", мы вспоминаем объяснение царем Берендеем "палатного письма" скоморохам:
    Палатное письмо имеет смысл.
    Небесными кругами украшают
    Подписчики в палатах потолки
    Высокие; в простенках узких пишут,
    Утеху глаз, лазоревы цветы
    Меж травами зелеными; а турьи
    Могучие и жилистые ноги
    На притолках дверных, припечных турах,
    Подножиях прямых столбов, на коих
    Покоится тяжелых матиц груз.
    В преддвериях, чтоб гости веселее
    Вступали в дом, писцы живописуют
    Таких, как вы, шутов и дураков... (Действие II, явл. I)
       В "Заречной слободке Берендеевке" соседствуют резное богатое крыльцо и покосившаяся избушка в одно оконце, а посреди улицы вырос подсолнечник – все это было одновременно реально и фантастично, все рождало впечатление праздничности.
       Когда "Снегурочку" ставили на домашней сцене в Абрамцеве, взрослые и дети с увлечением сами готовили костюмы; их работой руководила Е.Д.Поленова – тонкий знаток и ревностный собиратель крестьянского искусства. Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, В.Васнецов замечательно сыграл Деда Мороза, а И.Репин – боярина Бермяту. 


В.М.Васнецов и пьеса А.Н.Островского "Снегурочка"

        В зимний день 1881 года после целого дня работы над картиной "Аленушка" Васнецов поднимался по широкой лестнице мамонтовского дома. Он торопился. В этот вечер назначено было читать по ролям пьесу Александра Николаевича Островского "Снегурочка", которую Савва Иванович давно мечтал поставить на домашней сцене. Роль Деда-Мороза досталось читать Васнецову, боярина Бермяты – Репину, а Мамонтов читал роль царя Берендея. Когда в последнем действии прозвучали заключительные слова веселой песенки Леля:

Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше, –

все долго молчали, очарованные этой весенней, светлой и в то же время грустной пьесой-сказкой с ее русскими песнями, хороводами, плясками. Потом заговорили все сразу, решили ставить поскорей – к Новому году.
         Времени до спектакля оставалось мало. Надо было спешно разучивать роли, шить костюмы, готовить реквизит. Всем нашлась работа. Васнецову поручено было писать декорации, сделать рисунки костюмов. Сначала он даже оробел – никогда в жизни не был он художником театра. А тут еще и выступать в роли Деда-Мороза! "С непривычки было трудновато... – рассказывал Виктор Михайлович. – Савва Иванович весело подбадривает, энергия растет. Собственными руками написал я четыре декорации – Пролог, Берендеев посад, Берендееву палату и Ярилину долину... До часу или до двух ночи, бывало, пишешь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет. Поднимешь холст, а Савва Иванович уже тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: "А хорошо!" Посмотришь – и впрямь как будто хорошо. И как это удавалось – не поймешь".
         А какие великолепные костюмы сделал Васнецов для Снегурочки, Леля, царя Берендея и для всех действующих лиц пьесы! Когда его спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски, он отвечал так: "...От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел и у себя на родине и которыми еще была переполнена Москва восьмидесятых годов!"
        Наступил вечер спектакля. Тихо раздвинулся занавес, и зрители сразу попали в сказочную страну берендеев. Лунная зимняя ночь; чуть мерцают звезды; темный лес, березки, сосны, домики-теремки с заснеженными крышами и самый настоящий Леший на сухом пне:

Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

И дальше, в следующих действиях, зрители видят и Берендееву слободу с огромным желтым подсолнухом около избы Бобыля, и палаты царя Берендея, расписанные дивными цветами и птицами со звездами, луной и солнцем – со всей "красотой поднебесной", и Ярилину долину, где шумят, веселятся беззаботные берендеи и берендейки.
        Репин играл боярина Бермяту, Мамонтов – царя Берендея, а Васнецов – Деда-Мороза. В белой рубахе, кое-где прошитой серебром, в рукавицах, с пышной копной белых волос, с большой белой бородой, со своим вятским говорком на «о», он создал, как вспоминал позднее сын Мамонтова, "незабываемый образ хозяина русской зимы". А сам Виктор Михайлович, по всегдашней своей скромности, говорил так: "Никогда ни на какой сцене я не игрывал, – декорации и костюмы еще куда бы ни шло. Отнекиваться не полагалось. Да как-то и стыдно было. Ну, и играл 1-го января 1882 г. Деда-Мороза, и играл не один раз. После Мороза-то, с тех пор, конечно, на сцену ни ногой. Потом, помню, намарал я по этому поводу четыре строки:

Да, я писал стихи,
То стихи были, не проза!
Ах грехи, мои грехи –
Деда я играл Мороза!.."

Через несколько лет, уже не на домашней сцене, а в настоящем театре, организованном Саввой Ивановичем Мамонтовым, снова была поставлена "Снегурочка". На этот раз это была опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, либретто которой написал сам композитор по пьесе Островского. А Васнецов, пересмотрев все свои старые эскизы декораций и костюмов, многое сделал еще заново. "Нельзя, мне кажется, представить себе что-нибудь более совершенное, художественное и талантливое для иллюстрирования этой чудной оперы", – писал Стасов, когда увидел эти васнецовские эскизы. Спектакль имел огромный успех. На первом представлении оперы был художник В.И.Суриков. Он "был вне себя от восторга. Когда вышли бобыль и бобылиха и с ними толпа берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром".
Пролог. Эскиз декорации. Васнецов В.М.
Ярилина долина. Эскиз декорации. Васнецов В.М.






Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ