Иллюстрации И.С.Глазунова к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Сложную
задачу иллюстрировать произведения Ф.М.Достоевского удалось решить
художнику Илье Сергеевичу Глазунову, возможно, потому, что Достоевский
– его любимый писатель. На протяжении более 30 лет Глазунов
убедительно раскрывает мысли-образы великого романиста, его дух и
философию во всей их противоречивости и сложности.
Художник
иллюстрирует узловые моменты в развитии сюжета романа "Преступление и
наказание" и портреты его героев. Главный из них – Родион
Раскольников – изображается трижды: 1) на фоне городской улицы, "среди
людей"; 2) перед совершением преступления; 3) после преступления.
Достоевский,
рисуя портрет Раскольникова в начале романа, пишет: "Кстати, он был
замечательно хорош собой". В иллюстрации Глазунова эти слова о
внешней красоте Раскольникова получают конкретное воплощение.
Всмотритесь: большие глаза, прямой нос, красиво очерченные губы. Перед
нами – типичный герой-романтик, мечтатель.
![]()
На
втором портрете Раскольников непосредственно перед совершением
задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него
знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. Внешний облик
Раскольникова значительно отличается от того, который мы видели на
первой иллюстрации. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными
глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо
мы уже не можем назвать красивым.
На
третьей иллюстрации Раскольников предстанет перед нами, лежа на софе
в своей каморке после убийства старухи-процентщицы: "Войдя к себе, он
бросился на диван, так, как был, в забытьи... Клочки и отрывки
каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог
схватить, ни на одной не мог остановиться... ( ч.1, гл. 7) Так
пролежал он очень долго..."
![]()
"Только
тогда, – пишет С.Белов в комментарии к роману, – когда узнаем, что
Раскольников задумал убийство, мы поймем, что он не случайно был
замечательно хорош собою. Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную
мысль об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и
низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом,
может быть, тоже залог его воскресения".
Раскольников
изображен в своей комнате. Каморка – последний штрих к его портрету.
Здесь нет места человеку со здоровым сознанием. Тесная, узкая
каморка Раскольникова Достоевским поочередно сравнивается со шкафом,
комодом, морской каютой и сундуком, а Пульхерией Александровной,
матерью Раскольникова, – даже с гробом. Эта желтая каморка не просто
является свидетелем "ужасных, диких и фантастических вопросов",
которые зрели и накапливались в больном мозгу Раскольникова и которые
он сам с собой, лежа здесь на диване, не раз "передумал, перешептал и
переспорил". Ненавистная ему конура усиливала в нем мрачное ощущение
мучительного, бесконечного отчуждения и отъединения.
(Из книги: Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. Элективные курсы. – М.: Дрофа, 2005)
Ресурсы интернета: Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". Библиотека Максима Мошкова |
Достоевский в Петербурге
Вознесенский проспект, 8
| |
В пору создания "Белых ночей" Ф.М.Достоевский жил в квартире Бреммера в верхнем
![]()
Вознесенский
проспект часто упоминается в произведениях Ф.М.Достоевского.
Действие "Преступления и наказания" тесно связано с Вознесенским
проспектом. На нём находилась кондитерская Миллера, описанием которой
начинается роман "Униженные и оскорблённые": "Посетители этой
кондитерской большею частию немцы. Они собираются сюда со всего
Вознесенского проспекта – все хозяева различных заведений: слесаря,
булочники, красильщики, шляпные мастера, седельники – все люди
патриархальные в немецком смысле слова". На углу Глухого переулка и
Вознесенского проспекта находился и двор того дома, где Раскольников
спрятал вещи, похищенные у старухи-процентщицы. Это подтверждается
воспоминаниями А.Г.Достоевской: "Примечания к сочинениям
Ф.М.Достоевского" ("Вознесенский проспект. Ф.М. в первые недели нашей
брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и
показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у
старухи вещи. Двор этот находился по Вознесенскому проспекту, второй
от Максимилиановского переулка; на его месте построен громадный дом,
где теперь редакция немецкой газеты"). На Вознесенском мосту
происходит ряд событий из "Преступления и наказания", здесь же
рассказчик из "Униженных и оскорблённых" в решительный момент
встречает Нэлли. Этот мост упоминает и "господин в енотах" ("Чужая
жена и муж под кроватью").
Почти
все адреса Достоевского обладают двумя особенностями: Достоевский
всегда селился против церкви и непременно в угловом доме.
По книге: Анциферов Н.П. "Непостижимый город..."– СПб.: Лениздат, 1991
Ресурсы интернета: Библиотека М.Мошкова. А. Г. Достоевская "Воспоминания" Петербург Достоевского![]() Бедные люди(отрывок)
<...>Дождя
не было, зато был туман, не хуже доброго дождя. По небу ходили
длинными широкими полосами тучи. Народу ходила бездна по набережной, и
народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами,
пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые,
артельщики, извозчики, наш брат по какой-нибудь надобности; мальчишки;
какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с
лицом, выкупанным в копчёном масле, с замком в руке; солдат отставной, в
сажень ростом, вот какова была публика. Час-то, видно, был такой, что
другой публики и быть не могло. Судоходный канал Фонтанка! Барок такая
бездна, что не понимаешь, где всё это могло поместиться. На мостах
сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и всё такие
грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под
ногами, по бокам дома высокие, чёрные, закоптелые; под ногами туман,
над головой тоже туман. Такой грустный, такой тёмный был вечер
сегодня.<...>
(1845 год)
Белые ночи. Сентиментальный роман.
|
Спасибо за интересную информацию. Для меня Достоевский - сложный автор. Некоторые его вещи читала по нескольку раз, чтобы уяснить те или иные моменты, но так до конца и не понят мною...
ОтветитьУдалить