
И.Н.Крамской. Портрет Л.Н.Толстого, 1873 г.
В
отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую
потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого
они сами из значительных лиц увидали, узнали,
поняли,
оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Они,
как правило, не ждали заказов, не рассчитывали на щедрую плату и
нередко сами просили, уговаривали людей, которых им хотелось
запечатлеть.
В обширном ряду портретов Толстого, выполненых многими
художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет
выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей
просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле,
со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон
спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной
головы Толстого с "мужицкими" чертами его типично русского лица и
умными, проницательными глазами. Работа над портретом длилась менее
месяца. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные
разговоры об искусстве и жизни. Личность Толстого увлекла Крамского
своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом
и простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" – говорил
Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским
и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления
от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании
образа художника Михайлова в романе "Анна Каренина", над которым в ту
пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже
сохраняет его облик.
"Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской
галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной
Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в
сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш
должен быть и будет в галерее.
– Как так?
– Очень просто... Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет
написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан
своевременно...
"Написать его мне очень хочется", – признавался Крамской в
письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном
портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота
Толстого, и его мудрость. И как хорошо, что портрет был написан
своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда
живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей
рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим
толстовским взглядом." (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская
лит. М.1965)
Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича.
В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго".
В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго".
Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого
"Война и мир"
От
затихшего после битвы Аустерлицкого поля до кометы, повисшей над тихой
Москвой 1812 года, – тишина простирается над страницами второго тома
великой толстовской эпопеи. Шесть лет мира, отчёркнутые двумя войнами.

Мир
щедрый, язычески прекрасный, полный гармонии и прелести. Вот подъезд
дворянского особняка в Москве. Композиция собрана вокруг центра:
светятся окна особняка, там, за стёклами, угадывается ещё целый мир.
Какой
покой в природе! В морозном мареве встаёт солнце, розовеет снег в
Сокольниках. И вы не сразу замечаете кровавого цвета манжеты на мундире
упавшего в снег Долохова: сцена дуэли решена в том же ключе: мир
совершенен и уравновешен даже в этих конфликтах чести, когда подставляют
грудь под пистолет обидчика. Сцена дана как бы глазами Пьера, и по
контрасту к этой уравновешенной красоте встают в вашей памяти слова
героя: "Глупо... глупо! Смерть... Ложь..."
Вы заметили? Почти напрочь исчезло из иллюстраций Николаева во 2-ой серии небо. То самое бездонное и гневное небо, которым завершался первый том: Андрей на Праценских высотах. С концом войны небо пропало, простор исчез: мир всё заполнил вещами, суетой, заботами. И вот теперь, когда в центр внимания художника возвращаются "философы" Пьер и Андрей, когда исторические события вновь врываются в частную жизнь героев, – теперь опять возникает эта тема. Распахивается небо. Андрей и Пьер на пароме: русский философский спор без начала и конца. Едва намечены силуэты героев, коляска, пейзаж и небо, огромное, бездонное, пустое. Хрупка гармония под этим опустошённым куполом.
Вы заметили? Почти напрочь исчезло из иллюстраций Николаева во 2-ой серии небо. То самое бездонное и гневное небо, которым завершался первый том: Андрей на Праценских высотах. С концом войны небо пропало, простор исчез: мир всё заполнил вещами, суетой, заботами. И вот теперь, когда в центр внимания художника возвращаются "философы" Пьер и Андрей, когда исторические события вновь врываются в частную жизнь героев, – теперь опять возникает эта тема. Распахивается небо. Андрей и Пьер на пароме: русский философский спор без начала и конца. Едва намечены силуэты героев, коляска, пейзаж и небо, огромное, бездонное, пустое. Хрупка гармония под этим опустошённым куполом.
Люди
и небо – композиционный лейтмотив всей этой группы иллюстраций. У
людей – стабильно: по линейке выверены батальоны в Тильзите, орут "ура"
двум императорам – царство горизонталей, царство самодовольной силы,
но взгляните выше, выше и в глубину – там непримирённое клубится
небо...
Финальная
иллюстрация серии – "Наташа после болезни". Финал скитаний души.
Геометрически чистая, завершённая композиция. Ушло нагромождение вещей,
цвета. В спокойном ритме застыли блики на паркете. Парник, теплица. И в
теплице этой фигурка героини, словно стебелёк перебитый. И опять:
композиционно завершён, замкнут, "взаимоотражён" ближний мир, а за
пределами ближнего мира – там, за окнами, за зеркалами – безбрежная
дышит трагедия...

Л.Аннинский
(источник:
Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Выпуск
2-ой.– М.: Изд."Изобразительное искусство", 1975)
Бородинская битва
Иллюстрации к урокам
по роману Л.Н.Толстого"Война и мир"
и стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Фрагменты панорамы "Бородинская битва"
|
Бородинское
сражение произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от
Москвы у села Бородино на площади в 49 квадратных километров. Со стороны
русских в ней принимало участие 120 тысяч человек, со стороны
французов – 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые в истории
был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии.
Панорама "Бородинская битва" воспроизводит один из напряженных моментов сражения – 12 часов 30 минут дня 7 сентября 1812 года, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Панорама была открыта18 октября 1962 года в Москве. |
![]() |
Фрагмент панорамы "Бородинская битва". Ф.А.Рубо
|
Бой за деревню Семеновская. У барабана – генерал Дохтуров. Он только
что вступил в командование левым флангом русской армии, заменив
тяжелораненого П.И.Багратиона.
|
(источник: Открытки. Музей-панорама "Бородинская битва". – М.: Изд."Планета", 1975)
| ||||||||
(источник: Открытки. Русская армия 1812 года. – М.: Изд. "Изобразительное искусство", 1988)
| ||||||||
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино" на feb-web |
Комментариев нет:
Отправить комментарий