1813 Родился Александр Сергеевич ДАРГОМЫЖСКИЙ, композитор
Родился в с.Троицком Белевского уезда Тульской губернии 2 (14) февраля
1813 в старинной дворянской семье. В конце 1820-х – начале 1830-х годов
были изданы первые его сочинения – романсы, фортепианные пьесы. Решающую
роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло сближение с
М.И.Глинкой в середине 1830-х годов и впечатления от премьеры оперы Жизнь за царя.
В 1837–1841 работал над своей первой оперой – Эсмеральда
на французское либретто по роману В.Гюго (поставлена в Москве в 1847).
В
1844–1845 совершил большое путешествие по странам Европы, где
познакомился с Дж.Мейербером, Ж.Ф.Галеви и Г.Доницетти. С 1845 и до
конца жизни жил в Петербурге, занимался частной
музыкально-педагогической деятельностью (преподавал пение); с 1848
работал над второй оперой – Русалкой, по Пушкину. Опера была
завершена в 1855 и с успехом поставлена в Мариинском театре в 1856.
Даргомыжский – один из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы и остро новаторской по жанру и стилю «разговорной» (речитативной) оперы.
Новаторскими являются и некоторые романсы, представляющие собой сатирические и комические сцены (Мельник, Червяк, Титулярный советник).
Умер Даргомыжский в Петербурге 5 (17) января 1869.
Сочинения
- Оперы
- «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838—1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 5(17) декабря 1847 года.
- «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843—1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 11(23) января 1867 года.
- «Русалка». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848—1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4(16) мая 1856 года.
- «Мазепа». Эскизы, 1860 год.
- «Рогдана». Фрагменты, 1860—1867 годы.
- «Каменный гость». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866—1869 годах, окончена Ц. А. Кюи, оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16(28) февраля 1872 года.
- Произведения для оркестра
- «Болеро». Конец 1830-х.
- «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году.
- «Казачок». Фантазия. 1864 год.
- «Чухонская фантазия». Написана в 1863—1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.
- Камерные вокальные произведения
- Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».
- Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова В.Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского, «Червяк» (слова П.Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».
- Произведения для фортепиано
- Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».
- «Блестящий вальс». Около 1830 года.
- Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.
- «Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год.
- Две мазурки. Конец 1830-х.
- Полька. 1844 год.
- Скерцо. 1844 год.
- «Табакерочный вальс». 1845 год.
- «Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год.
- «Песня без слов» (1851)
- Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)
- Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)
- Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий