Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

четверг, 14 февраля 2013 г.

200-летие Александра Даргомыжского


1813 Родился Александр Сергеевич ДАРГОМЫЖСКИЙ, композитор


Makovskiy Dargomyzhsky.jpgРодился в с.Троицком Белевского уезда Тульской губернии 2 (14) февраля 1813 в старинной дворянской семье. В конце 1820-х – начале 1830-х годов были изданы первые его сочинения – романсы, фортепианные пьесы. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло сближение с М.И.Глинкой в середине 1830-х годов и впечатления от премьеры оперы Жизнь за царя
В 1837–1841 работал над своей первой оперой – Эсмеральда на французское либретто по роману В.Гюго (поставлена в Москве в 1847). 
В 1844–1845 совершил большое путешествие по странам Европы, где познакомился с Дж.Мейербером, Ж.Ф.Галеви и Г.Доницетти. С 1845 и до конца жизни жил в Петербурге, занимался частной музыкально-педагогической деятельностью (преподавал пение); с 1848 работал над второй оперой – Русалкой, по Пушкину. Опера была завершена в 1855 и с успехом поставлена в Мариинском театре в 1856.

Даргомыжский – один из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы и остро новаторской по жанру и стилю «разговорной» (речитативной) оперы.



Новаторскими являются и некоторые романсы, представляющие собой сатирические и комические сцены (Мельник, Червяк, Титулярный советник).

Умер Даргомыжский в Петербурге 5 (17) января 1869.

Сочинения

Оперы
Произведения для оркестра
  • «Болеро». Конец 1830-х.
  • «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году.
  • «Казачок». Фантазия. 1864 год.
  • «Чухонская фантазия». Написана в 1863—1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.
Камерные вокальные произведения
  • Песни и романсы для двух голосов и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов, в том числе «Петербургские серенады», а также фрагменты неоконченных опер «Мазепа» и «Рогдана».
  • Песни и романсы для одного голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных поэтов: «Старый капрал» (слова В.Курочкина), «Паладин» (слова Л.Уланда в переводе В.Жуковского, «Червяк» (слова П.Беранже в переводе В.Курочкина), «Титулярный советник» (слова П.Вейнберга), «Я Вас любил…» (слова А. С. Пушкина), «Мне грустно» (слова М. Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (слова А.Дельвига) и другие на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, в том числе два вставных романса Лауры из оперы «Каменный гость».
Произведения для фортепиано
  • Пять пьес (1820-е годы): Марш, Контрданс, «Меланхолический вальс», Вальс, «Казачок».
  • «Блестящий вальс». Около 1830 года.
  • Вариации на русскую тему. Начало 1830-х.
  • «Мечты Эсмеральды». Фантазия. 1838 год.
  • Две мазурки. Конец 1830-х.
  • Полька. 1844 год.
  • Скерцо. 1844 год.
  • «Табакерочный вальс». 1845 год.
  • «Пылкость и хладнокровие». Скерцо. 1847 год.
  • «Песня без слов» (1851)
  • Фантазия на темы из оперы Глинки «Жизнь за царя» (середина 1850-х)
  • Славянская тарантелла (в четыре руки, 1865)
  • Переложения симфонических фрагментов оперы «Эсмеральда» и др.
Get Adobe Flash player

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ