Достоевский занимает в
творчестве Глазунова важнейшее место. Как признался художник: “Я полюбил его
всем сердцем с IV курса института. Хотя должен признаться, что до сих пор его
произведения понимаю не до конца. Осенью вернусь к “Братьям Карамазовым” и
“Князю Мышкину”. Эта тема бесконечна”.
И. Глазунов. Ф. Достоевский. Белая ночь |
К художественному
воплощению образов Ф.М. Достоевского Илья Сергеевич обратился в 1956г., будучи
студентом Академии художеств СССР. Это были образы героев романа
"Идиот" - князя Льва Мышкина, Рогожина, Настасьи Филипповны.
И уже на следующий год,
на первой персональной выставке Ильи Глазунова в Москве, иллюстрации вызвали
неподдельный интерес как со стороны профессиональных художников и
литературоведов, так и рядовых посетителей выставки, которые после осмотра
экспозиции неизменно возвращались в тот уголок зала, где были размещены именно
эти картины.
И. Глазунов Князь Мышкин |
Они притягивали к себе
неожиданно раскрывшейся глубиной осмысления человеческих характеров, ожившим
образом величественного и гибельного Петербурга, воплощённым дыханием времени,
дыханием эпохи – такого яркого, самобытного и, безусловно, глубоко личностного
прочтения Фёдора Достоевского изобразительное искусство и литература ещё не
знали.
Всемирную славу Илье
Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа,
писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный
художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя.
Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского, – одна из вершин его творчества. Как и во многих
романах писателя, фоном жизни героев художника
является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. "Белые
ночи" – удивительное произведение Достоевского, где ирреальна жизнь и
реальна мечта. В образе мечтателя многие угадывают самого художника, чья юность
овеяна призрачной дымкой белых ночей, одиночеством и любовью.И. Глазунов. Достоевский |
Еще, будучи на
студенческой скамье, в 1956 году Глазунов создал образы князя Мышкина, Настасьи
Филипповны и неуемной страстной силы купца Рогожина, которые ныне находятся в
музее Ф. М. Достоевского. В иллюстрациях к одному из любимейших произведений
художника "Бесы" Илья Глазунов сумел в зримых образах раскрыть всю
суть и глубокую современность романа, который Достоевский писал "руками,
дрожащими от гнева" Иллюстрации
Глазунова, его портреты Федора Михайловича Достоевского овеяны глубоким
философским содержанием и духом великого имперского города Петербурга, где жили
и страдали униженные и оскорбленные герои и антигерои, созданные писателем –
нашей национальной гордостью. Книги с иллюстрациями Глазунова к Достоевскому
стали библиографической редкостью.
Глазунов говорит, что гордится
тем, что в меру своих скромных сил проиллюстрировал почти все важнейшие
произведения великого писателя. В работе над образами Достоевского ему помогал
Петербург, люди, которые окружали, желание вникнуть в суть вопросов добра и
зла, терзающих нашу жизнь. Когда ему было 25 лет, я создал три столь волнующих
меня образа: князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина и начал работать еще
над одним – Неточки Незвановой.
Ключ к образу князя
Мышкина дала старая фотография моего дяди Константина Прилуцкого, которого в
семье называли князем Мышкиным. Каким аккомпанементом к основной идее
“неудавшегося христианства” вплетается в действие романа реально дошедшая до
нас историческая правда событий, разворачивающихся не только в Петербурге, но и
в столь любимом мною Павловске!
Работая над образами
Достоевского в течение долгих лет, Глазунов убедился, что знаменитый “Дневник
писателя”, наиболее полно выражающий гражданскую и философскую позицию Федора
Михайловича, издававшийся им с 1873-го по 1881 год предан мировой, в том числе
и русской, критикой заговору забвения. А именно “Дневник” и является ключом,
открывающим двери ко всем произведениям великого русского мыслителя, художника,
пророка и гражданина.
Ожидая великих потрясений
в Европе, он, увы, верил, что “чаша сия” минует Россию. В то же время именно
Достоевский провидчески говорил, что “без единящего огромного своего центра –
России – не бывать славянскому согласию, да и не сохраниться без России
славянам, исчезнуть славянам с лица земли вовсе”. “Дневник писателя” издавался
Ф. М. Достоевским, являясь страстной и непримиримой публицистикой,
откликающейся на злобу дня в доверительном разговоре с современником.
Мы можем отметить
исключительное значение наследия гениального русского писателя и выдающуюся
роль И. С. Глазунова в раскрытии современности нравственных традиций Ф. М.
Достоевского.Илья Глазунов и Федор Достоевский
"Преступление и наказание" в иллюстрациях И. Глазунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий