Русский художник

В 1853 году поступил в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти , А. Мокрицкого и С. Зарянка .
В 1856 году, за представленный в Императорской Академии Художеств этюд
головы мальчика, получил малую серебряную медаль. За этой наградой
следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году - большую
серебряную медаль за картину "Приезд станового на следствие", в 1860
году - малую золотую медаль за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка,
произведенный в первый чин", в 1861 году - большую золотую медаль за
"Проповедь в селе". Означенные четыре произведения и написанные им
вскоре после того "Проповедь в селе" (находится у К. Солдатенкова в
Москве), "Сцена на могиле" (в Третьяковской галерее в М.) и "Чаепитие в
Мытинцах" (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели
огромное впечатление на публику и выказали художника остроумным
жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова ,
не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в
русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные
стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор
"Сватовства майора".
Получив, вместе с большой золотой медалью, право на
поездку в чужие края на казенный счет, отправился туда в 1862 году,
посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора
лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин,
изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток",
"Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре", "Музыканты и зеваки",
"Тряпичники" и пр).
Поселившись снова в Москве, принялся работать в том
же направлении, на которое выступил в начале своей артистической
карьеры, и в период времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений,
поставивших его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов,
но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот
период из-под его кисти вышли такие бесподобные картины, как "Очередная у
фонтана", "Монастырская трапеза", "Проводы покойника" (находится у К.
Солдатенкова), "Тройка" (в Третьяковской галерее), "Чистый понедельник",
"Приезд гувернантки в купеческий дом", "Учитель рисования" (у
наследника Д. Боткина), "Сцена у железной дороги" (в Третьяковской
галерее), "Последний кабак у заставы", "Птицелов", "Рыболов", "Охотники
на привале" и некоторые другие. Четвертая и шестая из этих картин
доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за "Птицелова", в
1870 году, он получил звание профессора.
Кроме того, он пристращается к
портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой
наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но
не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не
составляла его главного призвания. Получив в 1871 году место профессора в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того
же времени, к товариществу передвижных художественных выставок, Перов
впервые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые
картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его
предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался
он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть
живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском
саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и другие) и, наконец,
пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач Ярославны",
"Первые русские христиане", "Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита
Пустосвят"). Под конец своей жизни Перов пустился в литературу и
напечатал в газете "Пчела" за 1875 год и в "Художественном Журнале" Н.
Александрова за 1881 - 1882 гг. несколько, не лишенных занимательности,
рассказов из быта художников и свои воспоминания.
Он умер от чахотки в
с. Кузминках, неподалеку от Москвы, 29 мая 1882 года. - Ср. Д. Ровинского и Н. Собко "Василий Григорьевич Перов, его жизнь и произведения" (Санкт-Петербург, 1892).
Комментариев нет:
Отправить комментарий