Родился
22 марта 1599 г. в Антверпене в семье богатого торговца тканями. С 1609
г. учился у X. ван Валена, а к 1615 г. уже имел собственную мастерскую.
Около 1618 - 1620 гг. работал помощником у П. П. Рубенса, в конце 1620 — начале 1621 г. — при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен.
С конца 1621 г. Ван Дейк жил в Италии, главным образом в Генуе.
С
1632 г. он работал в Лондоне как придворный художник Карла I. С юных
лет Ван Дейк проявлял интерес к портретной живописи (портрет Я.
Вермёлена, 1616 г.).
В
1615—1616 гг. в своей мастерской вместе с другими молодыми художниками
он выполнил серию «Головы апостолов», писал картины на религиозные и
мифологические сюжеты («Распятие святого Петра», 1615 - 1617 гг.;
«Юпитер и Антиопа», около 1617— 1618 гг.).
Испытав
сильное влияние живописной манеры Рубенса, варьируя выработанные им
приёмы и образы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный
облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618 г.).
В
работах 1620—1621 гг. (портрет Ф. Снейдерса с женой, «Святой Мартин» и
др.) определилось стремление художника к одухотворённому благородству
образов, проявилась его чуткость к неповторимым особенностям каждого
человека.
В
Италии Ван Дейк выработал и довёл до совершенства тип парадного
портрета барокко, в котором играют роль поза, осанка и жест (портрет
кардинала Г. Бентивольо, около 1623 г.).
Знакомство
с колористикой венецианской живописной школы сказалось в галерее
блестящих парадных портретов генуэзской знати. В то же время Ван Дейк
создал выразительные образы одарённых людей (портрет скульптора Ф.
Дюкенуа, около 1622 г.; мужской портрет, около 1623 г.). Конец 20-х —
начало 30-х гг. XVII в. — период высшего творческого подъёма Ван Дейка.
Ему удалось в парадных портретах органично соединить индивидуальные
характеристики образа с торжественностью его представления (портрет
Марии Луизы де Тассис, между 1627 и 1632 гг.).
В
камерных портретах, в частности живописца Ф. Снейдерса, около 1620 г.),
художник раскрыл богатство духовной жизни своих современников. Очень
эффектны религиозные и мифологические композиции: «Мадонна дель Розарио»
(начата в 1624 г.), «Отдых на пути в Египет» (между 1627—1632 гг.).
С
1632 г. и до смерти (9 декабря 1641 г.) работая в Лондоне, Ван Дейк
много рисовал короля («Карл I на охоте», около 1635 г.), членов его
семьи («Дети Карла I», 1637 г.) и знатных вельмож.
Спасибо за интересный пост, за знакомство с выдающимся портретистом, его творчеством.
ОтветитьУдалить