На
фасаде одного старого дома в Мюнхене красуется мемориальная доска:
«Здесь родился 11 июня 1864 года выдающийся композитор Рихард Штраус».
Семья Рихарда Штрауса направила его воспитание так, что едва только
пробудилось его сознание, он уже начал впитывать в себя музыку, которая
до конца оставалась главным смыслом и содержанием его жизни. Отец его,
Франц Штраус (1822—1905), был настоящей знаменитостью в мюнхенской
музыкальной среде: выдающийся трубач, не привыкший кланяться, упрямый
музыкант, он не раз откровенно выражал свое мнение «верхам» оперного
театра и оркестра. Он был хорошо образованным учителем музыки и
руководился классическим принципом обучения: «без основательного знания
творчества Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена никто не может стать
настоящим музыкантом».
Едва
достигнув пятилетнего возраста, Рихард Штраус начал учиться музыке.
Игру на фортепиано ему преподавал выдающийся арфист мюнхенской
придворной оперы Август Томбо, а в дальнейшем — Нист, Вальтер Бенно и
придворный дирижер оркестра В. Майер. Но еще большее значение, чем это
основательное и серьезное изучение музыки, имело для него то, что отец,
обладавший исключительно широким кругозором, привлек его к участию в
оркестре, где он получил опыт исполнения любой музыки — от танцевальной
до симфонической. Таким образом, с техническими возможностями скрипки,
нюансами деревянных духовых инструментов, мощью меди и одновременным
звучанием ансамбля мальчик познакомился не по учебникам, а на основе
живой, звучащей музыки.
По
окончании гимназии Рихард Штраус поступает в университет, где
знакомится с различными течениями своего времени в области литературы,
философии, изобразительного искусства и эстетики. Большое влияние на
формирование его мировоззрения оказал композитор и педагог Людвиг Туиль
(1861—1907), не раз с ядовитой иронией высмеивавший преувеличения
неистового вагнеризма.
На
исключительно раннюю музыкальную зрелость юного Рихарда Штрауса
указывают следующие биографические данные: в мае 1880 г. (в возрасте 16
лет) он заканчивает симфонию ре-минор в четырех частях. Спустя немного
времени появляется струнный квартет, опус № 2. В возрасте 16—17 лет он
пишет сонату ля-минор для фортепиано, серенаду для духовых инструментов и
ряд других произведений. В 1885 году, едва достигнув 20 лет, он
становится музыкальным директором мейнингенского ансамбля, а в 1886 году
возглавляет мюнхенскую оперу. В 1890 году Рихард Штраус занимает пост
дирижера в Веймаре, то есть становится преемником Листа. И, наконец,
получает пост директора и главного дирижера берлинского Оперного театра.
Во
время своей деятельности в Мейнингене Рихард Штраус познакомился с
Александром Риттером (1833—1896), необыкновенно образованным музыкантом.
Русский по происхождению, бывший член кружка Листа, Бюлова и
Корнелиуса, он считался, согласно ироническому выражению, популярному в
прошлом столетии, «музыкантом будущего». Риттер помог Штраусу преодолеть
трудности, вытекающие из противоречий между консерватизмом музыкального
обучения и ускоренным темпом современной жизни. Он раскрыл перед
Штраусом глубокие и нестареющие ценности музыки Вагнера, осветил
программное музыкальное искусство Листа, освободил молодого музыканта от
пут мюнхенских традиций.
Рихард
Штраус — композитор и дирижер — становится одним из самых видных
музыкантов Европы. «Из Италии» (оп. 16), «Дон-Жуан» (оп. 20), «Смерть и
просветление» (оп. 24), «Тиль Уленшпигель» (оп. 26), «Так говорил
Заратустра» (оп. 30), «Дон-Кихот» (оп. 43), «Жизнь героя» (оп. 40),
«Домашняя симфония» (оп. 53) и целый ряд сценических произведений:
«Саломея» (оп. 54), «Электра», «Кавалер роз», «Ариадна на Наксосе» (оп.
58, 59, 60), — все эти произведения приобрели мировую известность,
вызывая при своем появлении одобрение или порицание, но всегда возбуждая
оживленный интерес во всем музыкальном мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий