Альфред
Гарриевич Шнитке (1934-1998), российский композитор. Родился в Энгельсе
(АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область) 24 ноября 1934 года;
отец - переводчик с немецкого языка, мать - учительница немецкого языка.
В 1961 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К.
Голубева; в 1961-1972 годах преподавал там же на кафедре
инструментовки. Среди произведений Шнитке - оперы, балеты, симфонии,
камерная и хоровая музыка. Композитор много работал в театре и особенно в
кино, создав музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и
мультипликационных фильмов известных режиссеров. С начала 1990-х годов
постоянно жил и работал в Германии (семья композитора имеет немецкие
корни), являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий
искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной
премии РСФСР (1986).
Альфред
Шнитке - главная фигура "советского музыкального авангарда", вместе с
Э. В. Денисовым и С. А. Губайдулиной. Для его стиля начиная со второй
половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных
композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции
"полистилистики" (выдающийся музыкальный аналитик, Шнитке неоднократно
публиковал свои теоретические очерки, в частности посвященные Шостаковичу и
Стравинскому). В соответствии с этой концепцией речь идет о выражении
"нового плюралистического музыкального сознания", которое "в своей
борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма
перешагивает через самую устойчивую условность - понятие стиля как
стерильно чистого явления". Как основные формы проявления этой тенденции
выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического
намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает
интеграцию "низкого" и "высокого", "банального" и "изысканного".
"Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется
документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не
только индивидуально-отраженно, но и цитатно".
Данное
высказывание композитора (относящееся к началу 1970-х годов) наилучшим
образом описывает тот стиль, в котором он работал до конца своих дней.
Оно объясняет и причину, по которой среди всех советских авангардистов
Шнитке пользовался наибольшей известностью как в России, так и на
Западе: включение "чужого слова" делало музыку более доступной
слушателю, а публицистический пафос многих сочинений композитора
дополнительно усиливал это качество. Кроме того, в произведениях
композитора часто ощутимо "театральное" начало, возможно, идущее от его
работы в прикладных жанрах и сообщающее музыке характер "звукового
дизайна" - как бы комментария к некоему событию. Безусловно высокое
мастерство музыканта в драматургическом построении его композиций.
Альфред
Шнитке оставил обширное наследие, в котором представлены почти все
основные жанры, а также их гибриды: оперы "Жизнь с идиотом" (по рассказу
В. Ерофеева, 1991), "Джезуальдо" (1993), "История доктора Иоганна
Фауста" (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты (в том числе "Der gelbe Klang" ("Желтый звук"), по В. Кандинскому, 1974, и "Пер Гюнт", по Ибсену,
1987), девять симфоний (Девятая - незаконченная, 1998), шесть concerti
grossi, несколько концертов для солирующих инструментов с оркестром,
несколько оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат (среди них можно
назвать кантату "Seid nuchtern und wachet..." - "История доктора Иоганна
Фауста", 1983; "Реквием" из музыки к драме Шиллера "Дон
Карлос", 1975; "Концерт для смешанного хора", на стихи Г. Нарекаци,
1985; "Стихи покаянные для смешанного хора", на древнерусские тексты,
1987), очень много камерно-инструментальной музыки, в том числе четыре
квартета, фортепианный квинтет, струнное трио, трио-соната, четыре Гимна
для разных инструментальных составов, три фортепианные сонаты и др.
Шнитке - автор музыки к художественным фильмам "Агония" (1974),
"Восхождение" (1977) и др., к телефильмам "Фантазии Фарятьева" (1979),
"Маленькие трагедии" (1980), "Мертвые души" (1984) и др., к спектаклям
"Утиная охота" (МХАТ, 1978), "Доктор Живаго" (Театр на Таганке, 1993) и
др.
Альфред Гарриевич Шнитке умер в Гамбурге 3 августа 1998 года.
После
кончины композитора его именем было названо музыкальное учебное
заведение в Москве (Академия музыки имени Шнитке; ранее - Музыкальное
училище имени Октябрьской революции).
Это гордость нашего города!
ОтветитьУдалить