Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

четверг, 29 марта 2012 г.

Князь-Игорь Александр Бородин

Александр Бородин (1833-1887)

Опера в 4-х действиях с прологом.
Либретто композитора.

Действующие лица:
Игорь Святославич, князь Северский (баритон)
Ярославна, его жена во втором браке (сопрано)
Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор)
Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас)
Половецкие ханы:
Кончак (бас)
Гзак (бас)
Кончаковна, дочь хана Кончака (контральто)
Овлур, крещёный половчанин (тенор)
Гудочники:
Скула (бас)
Ерошка (тенор)
Русские князья, бояре, ратники, няня Ярославны, народ, половецкие ханы,
Невольницы, подруги Кончаковны.

Действие происходит в Путивле и в половецком стане в 1185 году.

История создания
В апреле 1869 года Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185-1187). По словам композитора, сюжет пришёлся ему «ужасно по душе». Что бы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонница», Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины, этические песни. Большую помощь ему оказывал Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы. Текст и музыка писались одновременно, в течение 18 лет, но опера так и не была завершена. После смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов на основе авторских эскизов дописали недостающие эпизоды дооркестровали её.
Премьера «Князя Игоря» на сцене Мариинского театра в Петербурге 23 Октября (4 ноября) 1890 года прошла с успехом.
«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего стихию княжеских раздоров.

Краткое содержание
Увертюра
Пролог
Площадь в городе Путивле.
Князь Игорь с дружиной стоит лагерем в Путивле. Народ громко славит Игоря и его сына Владимира. Должен начаться поход против вражеских орд половцев. Выступление дружины сопровождает праздничная толчея. Неожиданно начинается солнечное затмение. Народ и Ярославна, жена Игоря, видят в этом плохое предзнаменование и просят Игоря остаться дома. Ему не следует идти на врага в одиночку, без союза со всеми русскими князьями. Но честолюбивый князь не обращает внимания на Божье знамение. Двое из его людей, Скула и Ерошка, бояться смерти на поле битвы: они прячутся. Игорь прощается. Он передаёт Ярославне власть в Путивле и просит брата жены, Владимира Галицкого, о помощи Ярославне. Галицкий заверяет Игоря в своей верности и преданности. Войска выступают в поход.

Первое действие
Первая картина
Двор князя Галицкого.
В отсутствии князя Игоря Галицкий празднует, приглашает гостей, поит и кормит их. Гудошники Скула и Ерошка славят князя Галицкого как своего господина. Галицкий, гордый от похвал пьяной толпы, мечтает стать князем Путивля. Он хочет сослать сестру в монастырь. Во двор вбегают девушки и требуют освободить похищенную Галицким подругу. Похититель бранит их и прогоняет прочь. Если княгиня Ярославна узнает о бесчинствах князя, гости готовы оказать помощь негодяю. Скула и Ерошка подстрекают к мятежу против Ярославны. Они хотят видеть Галицкого князем Путивля вместо Игоря.

Вторая картина.
Терем Ярославны.
От Игоря нет ни каких вестей. Ярославну томят мрачные мысли о далёком любимом и его судьбе. Девушки просят помощи у Ярославны, молят её защитить похищенную подругу. Они со страхом называют имя похитителя, поскольку он родной брат княгини. Галицкий прогоняет девушек, держится с сестрой вызывающе и требует княжеского престола. Бояре приносят Ярославне весть, что князь Игорь в плену, а русская рать разбита. Кто же защитит теперь город от врагов? Набатный колокол извещает о нападении половцев.

Второе действие
Половецкий стан.
Хор половецких девушек. Вечерняя прохлада располагает к песням и пляскам. Кончаковна, дочь могущественного хана Кончака, любит Владимира, сына врага. Половецкие девушки песнями и плясками развлекают русских пленников. День близится к концу. Слышна только песня половецких стражников. Владимир тоже любит Кончаковну и стремится к близости к ней. Дети враждебных народов объясняются в любви. В раздумье появляется князь Игорь. Его душа страдает, поскольку он в ответе за неудачный поход. Он также переживает за оставшуюся беззащитной Родину. Он стремится на свободу, к любимой жене. Ярославна тайно посылает к Игорю крещённого половчанина. Он, Овлур, должен помочь Игорю сбежать из плена. Кончак обращается и Игорем как с гостем. Ему разрешено свободно передвигаться по лагерю, однако он должен был дать слово, что не бежит из плена. Игорь не может бесчестно нарушить данное обещание. Могущественный князь Кончак предлагает Игорю возобновить прежнее братство по оружию. Вместе они могут быть непобедимы, могут иметь богатую добычу, покорить целые народы. Игорь отклоняет предложение. Для того, чтобы всё же уговорить русского князя и продемонстрировать ему прелести половецкой жизни, хан приказывает девушкам петь и танцевать.

Действие третье 
Половецкий стан
Отряды жестокого хана Гзака возвращаются из грабительского похода на русские земли. Хан Кончак приветствует победоносную рать. Он приказывает строго стеречь новых пленников. На этот день намечено большое празднество. Завтра должны быть обсуждены планы новых набегов. Игорь переживает несчастье своей Родины, страдания русских пленных, которые советуют ему бежать и привести подмогу. Половцы угрожают русским. Половецкая стража празднует победу над русскими. Стражники пьют, пляшут и постепенно засыпают. Игорь осознаёт что половцы используют его поражение и его Родине грозит разорение. Он решает бежать и принимает помощь Овлура. Владимир колеблется последовать за отцом. Кончаковна предлагает ему вместе бежать или вместе остаться. Владимир не может решится: с одной стороны отец, с другой – любимая. Побег князя обнаружен, его преследуют. Владимиру грозит смерть. Но Кончак щадит его, предполагая укрепить свою власть браком своей дочери с русским княжичем.

Действие четвёртое 
Разрушенный город Путивль
Ярославна оплакивает судьбу Игоря. Печально звучит песня жителей Путивля. Ярославна замечает скачущих вдали всадников. Игорь и Овлур благополучно достигли Родины. Настал конец разлуке. Знамя Игоря снова украшает город. Скула и Ерошка, не зная о возвращении князя Игоря, глумятся над ним. Но тут они видят, что знамя Игоря снова над Путивлем. Быстро сообразив, они звонят в колокола, кличут народ и сообщают о возвращении князя Игоря. Хитро отрицают они свое участие в поступках Галицкого, и народ великодушен в своей радости. Все собираются, чтобы приветствовать князя, от которого ждут защиты и спасения.

Музыка
«Князь Игорь» - народно-эпическая поэма. Сам композитор указывал на её близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад проявляется в богатырских музыкальных образах, а масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточённой битвы.
Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая картина солнечного затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
Музыка первой картины первого акта своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает залихватскую пляску.
Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Не мало времени прошло» выражена её тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряжённости в сцене Ярославны с боярами.
Второй акт посвящён картинам жизни половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление. Поэзией юношеской любви, очарованием южной звездной ночи овеяна каватина Владимира Игоревича «Медленно день угасал». Ария Игоря «Ни сна, не отдыха» - многогранный портрет главного героя: здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и любовь к Ярославне. Властным, жестоким и великодушным предстаёт хан Кончак в арии «Здоров ли, князь?». Акт завершается ослепительно красочными сценами половецких плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуется плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы мужская и стремительная, лёгкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.
В третьем акте в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость, воплощённые в хоровых и оркестровых эпизодах.
В четвёртом акте музыка развивается от скорби к всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач – хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, Господь мольбы услышал».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ