Пушкин А.С. - У Лукоморья
Исполняет Boris Vetrov
Исполняет Boris Vetrov
-
СКАЗКИ ПУШКИНА БОНДИ С.М. Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ("Сказка о попе", "О медведихе", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне" и "О золотом петушке"). Ранние сказки Пушкина, а также поэмы на сказочные сюжеты ("Бова", "Царь Никита и сорок его дочерей") вовсе лишены подлинной народности, свойственной зрелому пушкинскому творчеству. В них мы не найдем ни выражения чувств и интересов народа, крестьянства, ни сознательного усвоения и переработки форм и приемов устного народного творчества. Пушкин в них лишь использует отдельные элементы народной поэзии: сказочный сюжет или мотив, имена сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля и языка. Подобным образом использовали народное творчество почти все русские писатели XVIII и начала XIX в. Устная народная поэзия сопровождала всю жизнь крестьянина, от рождения до смерти, от колыбельной песенки до похоронного причитания. Повсюду в народе пелись песни, рассказывались сказки. Пели ямщики в пути, песни звучали во время работы и в праздники, в хороводах и на свадьбах, пели и рассказывали на зимних посиделках. Весь быт народа, его страдания и радости, его борьба, его исторические воспоминания - все это получало выражение в народной поэзии, в песнях, былинах, сказках, преданиях, передававшихся от поколения к поколению, обновлявшихся или создававшихся впервые. Писатели XVIII и начала XIX в. с детства были окружены этой стихией народной поэзии. Она, естественно, проникала и в их собственное творчество. Подражания народным песням или сказкам писали почти все поэты, независимо от их социальных и политических взглядов: и Сумароков, и Державин, и Радищев, и Карамзин, и Дельвиг, и Жуковский, и Катенин, и многие другие. Но из всего богатого и разнообразного моря народной поэзии дворянскими писателями того времени воспроизводились почти исключительно темы и сюжеты, не затрагивающие социальных противоречий крепостной действительности: лирические любовные песни и волшебные сказки. Иногда, как в ранних сказках и поэмах Пушкина (или в "Бове" Радищева), народные образы привлекались для создания грубовато-эротических картин и сюжетов.
Переход Пушкина в середине 20-х гг. к реализму сопровождался у него
глубоким интересом к народу. Юношеский лирические сетования на судьбу
крепостного крестьянина ("Увижу ли, друзья, народ неугнетенный?"),
романтический горькие жалобы на отсутствие революционных настроений п народе
("Паситесь, мирные народы! // Вас не пробудит чести клич") заменяются теперь
пристальным и проницательным изучением народа, его жизни и потребностей, его
"души". Этому изучению содействовало пребывание поэта в ссылке в
Михайловском в самом тесном общении с крестьянами, и дворовыми. В отличие от
декабристов Пушкин старается подойти ближе к народу, понять его интересы,
мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все чувства и мысли народа выражаются
в его поэтическом творчестве. И Пушкин принимается внимательно изучать
народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, заставляет свою няню
снова рассказывать ее сказки, знакомые ему еще с детства, - теперь он
по-иному их воспринимает, ищет в них выражения "народного духа",
вознаграждая тем "недостатки проклятого своего воспитания" {1}.
Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения народной поэзии:
он стремится проникнуть в нее, творчески овладеть ее содержанием и формой,
научиться самому создавать такие же песни и сказки, какие создавали
безыменные народные поэты. И это ему удалось настолько, что до недавнего
времени некоторые из его произведений в народном духе (например, "Песни о
Стеньке Разине") исследователи принимали за записи подлинно народных песен.
В отличие от всех предшественников, Пушкин в своих "подражаниях" касается
прежде всего социальных и политических тем народной жизни. Он пишет три
"Песни о Стеньке Разине", "единственном поэтическом лице русской истории",
как назвал его Пушкин в одном письме. Серьезные социальные темы затрагивает
он и в своих сказках.
Своего рода ступенью к народным сказкам были у Пушкина две баллады на
народные сюжеты: о девушке, публично разоблачившей злодеев разбойников
("Жених", 1825), и о страшном возмездии мужику, из трусости нарушившему свои
нравственный долг ("Утопленник", 1828).
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах,
а одна ("О медведихе") осталась незаконченной. Эти сказки впервые вводили в
литературу подлинную, пе приноровленную к интересам дворянского читателя
народную поэзию, то есть не только занимательные, фантастические приключения
героев или любовные переживания "красной девицы" и "доброго молодца". В
пушкинских сказках затрагивается социальная тема (о жадном попе и батраке,
наказавшем его, о мужике, которого тем больше угнетают, чем больше благ
доставляет он своим угнетателям), говорится л о моральных идеалах народа
("Сказка о мертвой царевне") и т. п.
Самым существенным отступлением пушкинских сказок от типа народной
сказки была стихотворная форма, которую придал поэт этому прозаическому
народному жанру, подобно тому, как в "Евгении Онегине" он превратил
традиционный прозаический жанр романа в "роман в стихах".
Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних ("Сказка о попе", "Сказка о
медведихе" и "Сказка о рыбаке и рыбке") Пушкин стремится воспроизвести не
только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха
(песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля. Сказки о попе и о
медведихе написаны подлинно народным стихом, "Сказка о рыбаке и рыбке" -
стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему строению к некоторым
формам народного стиха. Поэт здесь как бы перевоплощается в народного
сказителя. Мы не найдем в этих сказках ни одного слова, ни одного оборота,
чуждого подлинно народной поэзии.
Остальные три сказки ("О царе Салтане", "О мертвой царевне", "О золотом
петушке") написаны более "литературно" - литературным, равномерным стихом
(четырехстопный хорей с парными рифмами); Пушкин употребляет в них иной раз
чисто литературные поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу,
мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты или отдельные мотивы
существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от
одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал,
когда это было нужно, то или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного
фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил
он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал
или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.
п.).
В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной
поэзии - песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона,
обращенное к волне, или королевича Елисея - к солнцу, месяцу и ветру,
напоминающие плач Ярославны из "Слова о полку Игореве".
Сказки Пушкина - не простое переложение в стихи подлинных сказок, а
сложный по своему составу жанр. Пушкин выступает в них и как реконструктор
испорченной в устной народной передаче народной сказки, и как равноправный
участник в ее создании.
Но понятые в их значении современниками, недооцененные позднейшей
критикой, сказки Пушкина были приняты народом. Одна из сказок Пушкина ("О
рыбаке и рыбке") была записана со слов народного сказителя как чисто
народная сказку.
{1} Через десять лет, в 1835 г., вспоминая эти рассказы Арины
Родионовны (уже умершей, к этому времени), Пушкин писал в черновом варианте
стихотворения "Вновь я посетил...":
Не буду вечером под шумом бури
Внимать ее рассказам, затверженным
Сыздетства мной, но все приятным сердцу,
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит...
Пушкин А - Сказка о золотом петушке (чит. И. Ильинский муз)Пушкин А - Сказка У лукоморья (чит.А.Френдлих)Пушкин А - Сказка о Царе Салтане (исп. И.Смоктуновский муз. Римского - Корсакова)Пушкин А - Сказка о золотой рыбке (чит.А.Френдлих)Пушкин А - Сказка о золотом петушке (2вариант)Пушкин А - Сказка о золотом петушке (чит. И. Ильинский)Пушкин А - Сказка о золотом петушке (чит.А.Френдлих)Пушкин А - Сказка о мертвой царевне (отрывки) чит. О.ТабаковПушкин А - Сказка о мертвой царевне (отрывок) Н.ПоповаПушкин А - Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (чит.А.Френдлих)Пушкин А - Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (чит.В.Марецкая)Пушкин А - Сказка о попе и работнике Балде (2-й вариант)Пушкин А - Сказка о попе и работнике Балде (В,Качалов)Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (инсц.сказка В.Невинный)Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (чит. В.Качалов)Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (чит.А.Френдлих)Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (чит.Н.Литвинов)Пушкин А - Сказка о рыбаке и рыбке (чит. В.Рыжова С.Гиацинтова И.Гошева В.Абдулов)Пушкин А - Сказка о рыбаке и рыбке (чит.Н.Литвинов)Пушкин А - Сказка о царе НикитеПушкин А - Сказка о царе Салтане (муз-лит.комп. З.Чернышевой с А.Грибовым)Пушкин А - Сказка о царе Салтане (отрывки)Пушкин А - Сказка о царе Салтане (чит. И.Ильинский)Пушкин А - Сказки (чит. О.Табаков)
Обожаю сказки! Спасибо за предоставленное удовольствие!
ОтветитьУдалитьСпасибо! На много вечеров хватит сказок!)))
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо.Сказки Пушкина - это чудо.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Ивановна! Взяла в закладки!
ОтветитьУдалить