Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

четверг, 6 июня 2013 г.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Пушкин А.С. - У Лукоморья
Исполняет Boris Vetrov



-

СКАЗКИ ПУШКИНА БОНДИ С.М. Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ("Сказка о попе", "О медведихе", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне" и "О золотом петушке"). Ранние сказки Пушкина, а также поэмы на сказочные сюжеты ("Бова", "Царь Никита и сорок его дочерей") вовсе лишены подлинной народности, свойственной зрелому пушкинскому творчеству. В них мы не найдем ни выражения чувств и интересов народа, крестьянства, ни сознательного усвоения и переработки форм и приемов устного народного творчества. Пушкин в них лишь использует отдельные элементы народной поэзии: сказочный сюжет или мотив, имена сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля и языка. Подобным образом использовали народное творчество почти все русские писатели XVIII и начала XIX в. Устная народная поэзия сопровождала всю жизнь крестьянина, от рождения до смерти, от колыбельной песенки до похоронного причитания. Повсюду в народе пелись песни, рассказывались сказки. Пели ямщики в пути, песни звучали во время работы и в праздники, в хороводах и на свадьбах, пели и рассказывали на зимних посиделках. Весь быт народа, его страдания и радости, его борьба, его исторические воспоминания - все это получало выражение в народной поэзии, в песнях, былинах, сказках, преданиях, передававшихся от поколения к поколению, обновлявшихся или создававшихся впервые. Писатели XVIII и начала XIX в. с детства были окружены этой стихией народной поэзии. Она, естественно, проникала и в их собственное творчество. Подражания народным песням или сказкам писали почти все поэты, независимо от их социальных и политических взглядов: и Сумароков, и Державин, и Радищев, и Карамзин, и Дельвиг, и Жуковский, и Катенин, и многие другие. Но из всего богатого и разнообразного моря народной поэзии дворянскими писателями того времени воспроизводились почти исключительно темы и сюжеты, не затрагивающие социальных противоречий крепостной действительности: лирические любовные песни и волшебные сказки. Иногда, как в ранних сказках и поэмах Пушкина (или в "Бове" Радищева), народные образы привлекались для создания грубовато-эротических картин и сюжетов.
 

     Переход Пушкина в середине 20-х гг. к  реализму  сопровождался  у  него
глубоким интересом  к  народу.  Юношеский  лирические  сетования  на  судьбу
крепостного  крестьянина  ("Увижу   ли,   друзья,   народ   неугнетенный?"),
романтический горькие жалобы на отсутствие революционных настроений п народе
("Паситесь, мирные народы! // Вас не пробудит чести клич") заменяются теперь
пристальным и проницательным изучением народа, его жизни и потребностей, его
"души".  Этому  изучению  содействовало  пребывание   поэта   в   ссылке   в
Михайловском в самом тесном общении с крестьянами, и дворовыми. В отличие от
декабристов Пушкин старается подойти ближе к народу,  понять  его  интересы,
мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все чувства и мысли народа выражаются
в его поэтическом  творчестве.  И  Пушкин  принимается  внимательно  изучать
народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, заставляет свою няню
снова рассказывать ее сказки, знакомые  ему  еще  с  детства,  -  теперь  он
по-иному  их  воспринимает,  ищет  в   них   выражения   "народного   духа",
вознаграждая тем "недостатки проклятого своего воспитания" {1}.
     Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения  народной  поэзии:
он стремится проникнуть в нее, творчески овладеть ее содержанием  и  формой,
научиться  самому  создавать  такие  же  песни  и  сказки,  какие  создавали
безыменные народные поэты. И это ему удалось  настолько,  что  до  недавнего
времени некоторые из его произведений в народном духе  (например,  "Песни  о
Стеньке Разине") исследователи принимали за записи подлинно народных  песен.
В отличие от всех предшественников, Пушкин в  своих  "подражаниях"  касается
прежде всего социальных и политических тем  народной  жизни.  Он  пишет  три
"Песни о Стеньке Разине", "единственном поэтическом лице  русской  истории",
как назвал его Пушкин в одном письме. Серьезные социальные темы  затрагивает
он и в своих сказках.
     Своего рода ступенью к народным сказкам были у Пушкина две  баллады  на
народные сюжеты:  о  девушке,  публично  разоблачившей  злодеев  разбойников
("Жених", 1825), и о страшном возмездии мужику, из трусости нарушившему свои
нравственный долг ("Утопленник", 1828).
     С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах,
а одна ("О медведихе") осталась незаконченной. Эти сказки впервые вводили  в
литературу подлинную, пе приноровленную  к  интересам  дворянского  читателя
народную поэзию, то есть не только занимательные, фантастические приключения
героев или любовные переживания "красной  девицы"  и  "доброго  молодца".  В
пушкинских сказках затрагивается социальная тема (о жадном попе  и  батраке,
наказавшем его, о мужике, которого тем  больше  угнетают,  чем  больше  благ
доставляет он своим угнетателям), говорится л  о  моральных  идеалах  народа
("Сказка о мертвой царевне") и т. п.
     Самым существенным отступлением  пушкинских  сказок  от  типа  народной
сказки была стихотворная форма,  которую  придал  поэт  этому  прозаическому
народному  жанру,  подобно  тому,  как  в  "Евгении  Онегине"  он  превратил
традиционный прозаический жанр романа в "роман в стихах".
     Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних ("Сказка о попе", "Сказка о
медведихе" и "Сказка о рыбаке и рыбке") Пушкин  стремится  воспроизвести  не
только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы  стиха
(песенного, поговорочного, раешного), языка и  стиля.  Сказки  о  попе  и  о
медведихе написаны подлинно народным стихом, "Сказка о  рыбаке  и  рыбке"  -
стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему  строению  к  некоторым
формам народного стиха.  Поэт  здесь  как  бы  перевоплощается  в  народного
сказителя. Мы не найдем в этих сказках ни одного слова, ни  одного  оборота,
чуждого подлинно народной поэзии.
     Остальные три сказки ("О царе Салтане", "О мертвой царевне", "О золотом
петушке") написаны более "литературно" -  литературным,  равномерным  стихом
(четырехстопный хорей с парными рифмами); Пушкин употребляет в них иной  раз
чисто литературные поэтические выражения и обороты,  хотя  по  общему  духу,
мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
     Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты  или  отдельные  мотивы
существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь,  от
одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю,  брал,
когда это было нужно, то или  иные  мотивы,  детали  сюжета  из  иноязычного
фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские.  Немало  вносил
он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал
или усложнял его, вводил свои образы (золотой  рыбки,  царевны-Лебедь  и  т.
п.).
     В своих сказках Пушкин использовал элементы и  других  жанров  народной
поэзии - песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона,
обращенное к волне, или королевича  Елисея  -  к  солнцу,  месяцу  и  ветру,
напоминающие плач Ярославны из "Слова о полку Игореве".
     Сказки Пушкина - не простое переложение в  стихи  подлинных  сказок,  а
сложный по своему составу жанр. Пушкин выступает в них и  как  реконструктор
испорченной в устной народной передаче народной сказки, и  как  равноправный
участник в ее создании.
     Но понятые  в  их  значении  современниками,  недооцененные  позднейшей
критикой, сказки Пушкина были приняты народом. Одна из  сказок  Пушкина  ("О
рыбаке и рыбке")  была  записана  со  слов  народного  сказителя  как  чисто
народная сказку.

     {1}  Через  десять  лет,  в  1835  г.,  вспоминая  эти  рассказы  Арины
Родионовны (уже умершей, к этому времени), Пушкин писал в черновом  варианте
стихотворения "Вновь я посетил...":

     Не буду вечером под шумом бури
     Внимать ее рассказам, затверженным
     Сыздетства мной, но все приятным сердцу,
     Как песни давние или страницы
     Любимой старой книги, в коих знаем,
     Какое слово где стоит...
 
Пушкин А - Сказка о золотом петушке (чит. И. Ильинский муз)
Пушкин А - Сказка У лукоморья (чит.А.Френдлих)
Пушкин А - Сказка о Царе Салтане (исп. И.Смоктуновский муз. Римского - Корсакова)
Пушкин А - Сказка о золотой рыбке (чит.А.Френдлих)
Пушкин А - Сказка о золотом петушке (2вариант)
Пушкин А - Сказка о золотом петушке (чит. И. Ильинский)
Пушкин А - Сказка о золотом петушке (чит.А.Френдлих)
Пушкин А - Сказка о мертвой царевне (отрывки) чит. О.Табаков
Пушкин А - Сказка о мертвой царевне (отрывок) Н.Попова
Пушкин А - Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (чит.А.Френдлих)
Пушкин А - Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (чит.В.Марецкая)
Пушкин А - Сказка о попе и работнике Балде (2-й вариант)
Пушкин А - Сказка о попе и работнике Балде (В,Качалов)
Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (инсц.сказка В.Невинный)
Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (чит. В.Качалов)
Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (чит.А.Френдлих)
Пушкин А - Сказка о попе и работнике его Балде (чит.Н.Литвинов)
Пушкин А - Сказка о рыбаке и рыбке (чит. В.Рыжова С.Гиацинтова И.Гошева В.Абдулов)
Пушкин А - Сказка о рыбаке и рыбке (чит.Н.Литвинов)
Пушкин А - Сказка о царе Никите
Пушкин А - Сказка о царе Салтане (муз-лит.комп. З.Чернышевой с А.Грибовым)
Пушкин А - Сказка о царе Салтане (отрывки)
Пушкин А - Сказка о царе Салтане (чит. И.Ильинский)
Пушкин А - Сказки (чит. О.Табаков)

4 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ